Младен Бартулович: о переходе на тренерскую работу долго не думал
Помощник главного тренера «Ингульца» Младен Бартулович в эксклюзивном интервью Meta-ratings.com.ua рассказал о том, как решил войти в тренерский штаб украинского клуба, о стажировке в «Эльче» и ярком периоде в Украине.
— Младен, когда тебе поступило предложение перейти на тренерскую работу?
— Такое предложение мне поступило в октябре, когда была пауза на матчи сборных. Мы поговорили на эту тему с главным тренером «Ингульца» Сергеем Дмитриевичем. Он мне высказал, что думает по этому поводу. Он мне предложил такой вариант и дал время на раздумье. И после этого я начал рассматривать вариант перехода на тренерскую работу.
— Ты долго думал над тем, чтобы стать тренером?
— Не скажу, что особо долго думал. Я приехал домой, пообщался с семьей, обсудил все моменты и принял такое решение, что действительно нужно себя попробовать в роли тренера. Возраст уже такой, 35 лет стукнуло и нужно было думать, как заканчивать карьеру футболиста.
— Советовался как-то с Богданом Шустом и Владиславом Лупашко, которые также перешли на тренерскую работу в «Ингульце»?
— Знал, что Шусту также поступило такое предложение. Конечно, мы с ним поговорили, обсудили все моменты. С Лупашко тоже потом говорили. В итоге в принципе все приняли решение приступать к тренерской работе в «Ингульце».
— Как у тебя обстоят дела с тренерской лицензией?
— У меня уже тренерская лицензия категории В. И я уже подал документы для того, чтобы летом поступить на курсы по получению лицензии категории А. Процесс идет. Пока я играл, нельзя было это делать. А сейчас, когда завершил карьеру, можно уже заняться этим вопросом.
— Стать играющим тренером не было мыслей?
— Думаю, на таком уровне, на уровне УПЛ тяжело совмещать. Хотя в ноябре-декабре, можно сказать, я уже был в неофициальном статусе тренера.
— Расскажи о стажировке в испанском «Эльче», которую ты прошел вместе с обновленным тренерским штабом «Ингульца».
— Да, это была своеобразная стажировка, ознакомление с работой, со структурой клуба. Мы увидели, как все функционирует в клубе, как построена работа академии, работа первой команды. Мы узнали много всего полезного.
— Какую пользу тебе и штабу принесла стажировка в «Эльче»?
— Тренировки смотрели. Наблюдали, как первая команда готовится к важным играм. Также мы общались с руководством клуба. В итоге мы узнали, как функционирует структура клуба, в том числе скаутинг, маркетинг. Это очень интересная информация, которая может быть полезной для нашего клуба. Хочется выразить благодарность нашим спонсорам и президенту, которые предоставили нам возможность побывать на стажировке в клубе испанской Примеры.
— Так «Эльче» сейчас и результаты начал хороший показывать. Команда обыграла «Вильярреал», «Эспаньол», сражалась с «Реалом» в Кубке Испании.
— Да, после нашего приезда они начали выигрывать (смеется).
— Как ты уже адаптировался к тренерской работе?
— Те два месяца, когда я доигрывал, и весь отпуск я к этому готовился. Проделал очень много работы во время отпуска. Приходилось смотреть очень много игр с участием потенциальных новичков. Это что-то новое для меня. Но скажу, что мне это очень интересно. Первый сбор мы провели с 15-го января по 25-е января в Украине. Мне очень нравится работать тренером. Это очень интересно. Сейчас мы притираемся. Новый тренерский штаб к команде и команда к штабу.
— Как теперь тебя игроки называют?
— Бывает, говорят «тренер». Кто-то может сказать «Барт». В Хорватии у нас по отчеству не называют друг друга. Но футболисты «Ингульца», бывает, называют меня «Влашкович» (смеется). Мы сейчас притираемся. И, я думаю, что все будет хорошо. И для футболистов, и для нас это что-то новое. Я постараюсь им помочь, они мне в какой-то мере. Самое главное, что есть желание.
— Что скажешь о новичках «Ингульца»?
— «Ингулец» усилился украинцами, бразильцем и голландцем. Скажу, что это игроки, которых мы просматривали. Мы очень хотели их видеть в нашей команде. И мы довольны, что эти футболисты присоединились к нам. Это качественные игроки. И, я думаю, они нам помогут во второй части сезона.
— Как думаешь, состав у вас усилился? Во второй части сезона «Ингулец» будет посильнее?
— Я думаю, что да. Наша селекционная работа еще идет. И до конца турецких сборов, я думаю, к нам присоединится еще ряд футболистов. Я думаю, что «Ингулец» будет однозначно сильнее.
— Какой матч в своей карьере ты считаешь для себя самым значимым?
— Один из самых ярких матчей для меня был в начале моей карьеры в 2005 году. Я запомнил этот поединок на всю жизнь. Я тогда играл за «Хайдук». Это было дерби в Сплите с загребским «Динамо». Мы тогда обыграли динамовцев со счетом 1:0, чем открыли себе дорогу к чемпионству. Был полный стадион. 35-тысячная арена была заполнена полностью. Мне тогда было 18 лет. Я выхожу на разминку и понимаю, что на стадионе уже 20 тысяч фанатов «Хайдука».
Когда фаны начали скандировать, для меня это был очень эмоциональный момент. Такие моменты никогда не забываются. Это было моей мечтой! Я всегда хотел выиграть с «Хайдуком» чемпионат Хорватии, играть за первую команду «Хайдука». Об этом в Хорватии каждый мальчик мечтает. И эта мечта осуществилась. Поэтому тот матч с «Динамо» я запомнил на всю жизнь. Это один самых ярких моментов в моей футбольной карьере.
— А в Украине какой был самый яркий период в твоей карьере?
— В «Днепре» при Маркевиче. Может не так много я играл, но все равно принимал участие в матчах Лиги Европы и квалификации Лиги чемпионов. Я рад, что был частью этой очень сильной команды. Это было яркое время. Да, я поиграл и за «Ворсклу». У нас там тоже были еврокубковые матчи. Но не удалось нам пройти определенный раунд, хотя команда была хорошая.
— У тебя был отрезок в карьере, когда ты вызывался в сборную Хорватии и играл за «шашечных». Выдели самые яркие моменты в игре за хорватскую команду.
— Конечно, навсегда запомнятся вызовы в сборную. Но отмечу отборочный цикл чемпионата Европы-2012 в Украине и Польше. Я тогда часто вызывался в сборную Хорватии, попадал в заявки. Это был очень яркий период в моей карьере. Для каждого хорвата – это честь играть за сборную Хорватии. Я рад и горд, что я был частью этой сборной.
— За Хорватию всегда играют звездные футболисты.
— Да-да. И тогда в составе были звездные игроки. Модрич, Ракитич, Манджукич, Эдуардо, Срна, Плетикоса, Кранчар, Вукоевич, Калинич, Олич, Класнич, Перишич и многие другие.
— А с кем сдружился больше всего с тех времен?
— С Иваном Перишичем, Николой Калиничем общаюсь. Иногда с тем же Иваном Класничем выходим на связь. С Томиславом Дуймовичем часто общаемся. С тем же Дарио Срной постоянно общаемся, с Огненом Вукоевичем.
— Ты и за молодежную сборную Хорватии поиграл. Расскажи о тех временах.
— Модрич, Вукоевич, Эдуардо, другие футболисты были в той команде. Тренером у нас был Славен Билич, который потом стал главным тренером национальной сборной. У нас была хорошая сборная, но в плей-офф нам не удалось обыграть сербов, и мы не попали на чемпионат Европы. Это был, скажем так, один из самых обидных моментов в моей карьере. Очень хотелось попасть на Евро. Мы хотели о себе заявить на чемпионате Европы, чтобы попасть в более сильные команды. Но не получилось. И все равно многие футболисты из той молодежки стали игроками национальной сборной, стали хорошими игроками, перешли в классные команды.
— Расскажи о Биличе. Он неординарный тренер, который занимается рок-музыкой. Интересная личность?
— Он яркий персонаж. Скажу так! Билич, наверное, самый топовый тренер в моей карьере. Было одно удовольствие с ним работать. Всегда с радостью вспоминаю эти времена, когда мы работали с ним. Для него расцвет был, когда он тренировал сборную Хорватии, «Вест Хэм», «Бешикташ». Я думаю, он опять вернется в хороший европейский клуб.
— Философия какого тренера тебе ближе? Клоппа, Гвардиолы или Моуринью?
— В принципе все эти тренера мне нравятся своей харизмой. Они все яркие по-своему. И у них можно многому научиться. У таких тренеров нужно перенимать многое, но не все. Только самое лучшее! (смеется)
— Работу еще с каким тренером выделишь?
— Работу с Олегом Тараном в «Кривбассе» отмечу. Наверное, при нем я провел больше всего матчей в Украине. Он дал хороший толчок в моей карьере. Очень хорошо мне с Тараном работалось. Также, конечно, я отмечу Сергея Дмитриевича Лавриненко, с которым я поиграл уже в конце моей карьеры. Хорошо мы с ним сработались. Могу сказать, что он тоже мне дал много полезной информации. Он тоже много чего дал моему футбольному опыту.
— Недавно ты был в Кривом Роге и встречался с фанатами. Какие эмоции остались от той встречи?
— Да, летом был в Кривом Роге. Приятно было встретиться с фанами. Хорошие у меня отношения с ними сложились. Мы поддерживаем с ними отношения. Пишут многие фанаты из Кривого Рога. Мне очень приятно. Я всегда рад им! И я рад, что сейчас «Кривбасс» возродился и что он борется за выход в УПЛ.
— Кроме Украины и Хорватии, ты поиграл также в Польше за команду «Медзь». Что скажешь об этом периоде?
— «Медзь» — это очень организованный клуб из города Легница. Мы тогда выиграли Первую лигу Польши и вышли в Экстраклассу. Это для меня было тогда что-то новое.
— Понравился тебе чемпионат Польши?
— Да. Стадионы и инфраструктура у них, конечно, очень понравилась. Фанаты есть на всех играх, атмосфера очень хорошая. Приятный такой чемпионат. Особенно Экстракласса. Хорошие стадионы, хорошие трансляции. Организация там просто на высшем уровне.
— Почему в свое время ты отказался перейти в «Металлист»? Действительно ли тебе поступало предложение от харьковчан?
— Не было конкретного предложения. Это были больше разговоры и слухи. Был какой-то разговор, но до конкретики толком не дошло.
— Если не секрет, какой была твоя первая зарплата?
— Свой первый профессиональный контракт я подписал с «Хайдуком». Это произошло уже после того, как я с командой стал чемпионом Хорватии. Полсезона я отыграл за первую команду, можно сказать, бесплатно, так как числился в молодежном составе «Хайдука». Тогда у меня был, можно сказать, еще детский контракт. А потом после завоевания чемпионства мне начали платить, кажется, тысячу долларов в месяц.
— Каким был твой первый автомобиль?
— Это был Citroen C2 желтого цвета, который я купил, играя еще в Хорватии.
— А в Украине каким был первый автомобиль?
— А в Украине мне дали служебную Scoda Octavia, когда я перешел в «Днепр».
— Как часто бываешь в Хорватии?
— До пандемии, конечно, чаще был в Хорватии. Летал туда каждые полгода. Когда пандемия началась, не было возможности побывать в Хорватии, не летал домой. Но собираюсь летом полететь в Хорватию, потому что уже соскучился по родине, по семье. У меня в Хорватии родители и брат.
— Твоя жена Натали является дочерью известного футболиста и тренера Сергея Башкирова. Когда со своей будущей супругой познакомился, знал кто ее отец?
— Да, знал. С моей женой нас познакомил общий знакомый. В итоге мы с Натали начали общаться и у нас завязались отношения.
— С тестем обсуждаете темы футбола?
— Конечно, советуюсь по всем футбольным вопросам. Конечно, мы обсуждаем многие футбольные темы. Куда без этого? У нас футбольная семья!
— А жена интересуется футболом?
— Разбирается в футболе больше, чем некоторые футболисты (смеется). С ней я могу обсудить любой футбольный вопрос. Она может и совет дать, и подсказать, и покритиковать. С женой могу всегда поговорить и о футболе тоже.
— Хочешь, чтобы твоя дочь Николь стала спортсменкой? Отдаешь ее на какие-то секции?
— Пока что нет. Она не особо к спорту тянется. Ей сейчас больше интересна журналистика, она хочет попробовать себя в роли телеведущей. Надеемся, что может что-то получится. Но я не давлю на ребенка в том плане, чтобы она обязательно занималась спортом. Я даю ей возможность самой выбрать, чем она хочет заниматься.
— С кем из хорватов Украины ты еще поддерживаешь отношения?
— С Пешичем из «Ворсклы». Как я и говорил, с Срной и Вукоевичем общаемся. Не так много хорватов сейчас в Украине. Раньше было больше. Но, я думаю, что хорватские футболисты опять начнут переезжать в Украину.
— Чемпионат вроде бы сильнее становится…
— Я тоже так думаю. Вроде бы потихоньку все возвращается. И, дай Бог, чтобы все так продолжалось!